Выдающийся художник, философ, ученый-естествоиспытатель, исследователь культуры Индии, всемирно известный педагог и общественный
деятель С.Н. Рерих, принимавший самое активное участие в становлении одной из ведущих школ Индии
(создана в 1967 г. на основе идей индийского мыслителя Ауробиндо Гхоша и расположена в Бангалоре),
говорил о ней так: «На опыте нашей школы я вижу: то, что дается в самом начале жизни, запечатлевается в человеке навсегда.
<...> Чем мы отличаемся от других школ? Даем нравственное обучение, закладываем этические принципы.
Мы стараемся с самого начала вести молодое поколение по тропе восхождения». Святослав Николаевич считал,
что «жизнь – это служение, надо уметь выбрать из нее то, что помогает нам продвинуться к совершенству».
В бангалорской школе важнейшая роль отводится эстетическому развитию учащихся,
пониманию красоты во всех ее аспектах, внесению Прекрасного во все проявления жизни. Преподаватели максимально ориентируют
учащихся на самовоспитание и самообразование, чтобы дети могли открыть и реализовать свой путь достижения Идеалов красоты.
Эта школа – настоящий храм красоты, утопающий в зелени, наполненный благоуханием цветочных ароматов. На первом этаже,
во внутреннем дворике, – настоящий сад, в котором много роз. В саду стоят две древние каменные скульптуры из индийского храма.
По всем этажам на стенах репродукции картин Н.К. и С.Н. Рерихов и других художников. Там есть изображения красивых видов природы,
звездного неба, цветов, детей и животных. Есть специальный стенд,
на котором вывешивают вырезки из журналов и газет о последних научных открытиях и достижениях.
К началу страницы
На первом этаже около приемной хранятся подарки со всего мира. Тут же стоит небольшой столик, на нем ваза с цветами, книга,
бумага и карандаши. Здесь в свободное время можно позаниматься. Такая естественная, свободная и полная доверия атмосфера сближает людей.
Во всех коридорах и классах есть доски, на которых цветными мелками раз в неделю пишутся изречения этически-философского содержания,
например:
«Чем выше цель человека, тем лучше его деяния, тем лучше человек»,
«Главное – не стать лучше других, а стать лучше себя вчерашнего»,
«Переделайте себя, если вы хотите переделать весь мир»,
«Вы должны воздержаться думать о тех, о ком вы не можете думать хорошо»,
«Побеждай любя – и ты победишь все»,
«Ищи радостно – и все ответит тебе»,
«Есть предел словам, но нет границ чувствам и вместимости сердца»,
«Молчание – это великое искусство вести беседу»,
«Мы всегда окружены тем, о чем помышляем»,
«Истина – единственный источник мужества»,
«Будем всегда стремиться к Прекрасному».
Читая эти высказывания великих людей, дети имеют возможность самостоятельно или вместе с учителем подумать и обогатить сознание
мудрыми мыслями. Кроме того дети ведут дневники, в которых есть страница для записи как понравившихся, так и собственных изречений.
С ребятами регулярно проводят нравственные беседы. Они пишут домашние задания, в которых размышляют о жизни и смерти, добре и зле,
мужестве и малодушии... Всем детям советуют в течение дня проводить один час в молчании.
Дети обучаются в школе с трех лет. Принимают всех желающих, причем директор беседует с каждым поступающим и записывает
свои наблюдения, которые ведет до окончания ребенком школы. В настоящее время в школе учится около 3000 человек.
Школа размещается в двух зданиях, которые называются «Прогресс» и «Гармония». Классы по 30–35 человек.
День начинается с поднятия школьного флага, когда все собираются во внутреннем дворе школы на спортивной площадке
для пятиминутной молитвы. В Индии все дети приучены к молитвам.
К началу страницы
Малыши много занимаются рукоделием, рисованием для развития моторики кистей рук. Рисуют не только кисточкой или карандашом,
но и просто пальцами. Много поют и танцуют. Языки начинают учить с трех лет. Изучают природу. С малышами проводят специальные занятия,
на которых они учатся говорить, пересказывая истории и сказки. Раз в неделю каждый ребенок должен провести
определенное время в читальной комнате библиотеки, где он самостоятельно учится работать с книгами, конспектирует,
занимается самообразованием.
Особое внимание в бангалорской школе уделяется развитию трудовых и художественных навыков.
Дети с раннего возраста работают на земле, выращивают цветы, сельскохозяйственные культуры и
очень много трудятся в различных мастерских. Они расшивают ткани, занимаются мозаикой, дизайном, учатся танцам, музыке,
декламации, игре на музыкальных инструментах. У них есть самодеятельный театр, хор; они выпускают журнал, радиогазету;
устраивают большие спортивные и музыкально-танцевальные праздники. В школе действует система патронажа старших над младшими.
Малышами фактически занимаются старшеклассники, а учителя руководят этим процессом и помогают при возникновении затруднений.
По субботам директор и учителя проводят встречи с родителями и дают им рекомендации по воспитанию.
Преподавателей в школу подбирают по двум критериям: они должны любить детей и иметь широкое мировоззрение,
т.к. с начала обучения в школе в детях воспитывается веротерпимость. Также в детях с самого раннего возраста в очень простой
и доступной форме воспитывают безбоязненное отношение к смерти. Например, пожилой учитель может так объяснять маленькому ученику:
«Я уйду, но скоро снова вернусь и буду маленьким мальчиком, и мы будем вместе с тобой играть».
|
|
|