Благодаря общению с Богом,
Ты – ТВОРЕЦ своего счастья
Твоя цель – достижима. Стремись к ней, развивай себя!
Действуя вместе, мы делаем нашу жизнь лучше!

 Українською  По русски

Из книги "Путь жизни" Льва Толстого:

Хорошо, когда люди занимаются учением для своей души, для того, чтобы быть умнее и добрее. Такое учение полезно для них. Когда же люди учатся ради славы людской, для того, чтобы казаться учеными, ученость не только бесполезна, но вредна, делает людей и менее умными и менее добрыми, чем если б они совсем не учились.

С китайского

          

Опрос Опрос о желании учиться новому

Страница раздела Вопросы и ответы

Оксана Мась: Жить своей жизнью


Оксана Мась – одна из немногих украинских художниц, картины которой представлены в самых известных галереях мира. Смелость и неудержимое стремление к свободе помогли ей воплотить свои мечты в жизнь и добиться немалого успеха. В этом интервью г-жа Оксана рассказывает о пути своего становления как гармоничного человека и утверждает: "Жить нужно только своей жизнью".

Innovations: Художники, которые зарабатывают на своих картинах – редкость в нашей стране. Как Вам удалось сделать свое дело прибыльным и достичь такого успеха?

Оксана Мась: Социум действительно безумно давит на деятелей искусства. Это давление начинается с семьи. В моей семье тоже никто не ожидал того, что я стану художником. Отовсюду мы слышим, что художники – это очень бедные люди, которые не способны зарабатывать на жизнь собственным трудом. Мне об этом говорили меньше, потому что я – женщина: дескать, для женщины не так критично быть художницей. К сожалению или к счастью, почти каждый должен преодолеть эту преграду, когда сначала в тебя не верят близкие люди.

Поэтому, как это ни банально звучит, нужно непоколебимо верить в себя. Еще в Библии написано: «не зарывай талант в землю». Что касается меня, то я всегда в себя верила чрезвычайно, зная, что хочу рисовать и путешествовать. Мне кажется, что важно помнить то, кем ты хотел стать в детстве.

Кроме того, своим успехом я в большой степени обязана тому, что всегда обращаюсь к профессионалам. Когда каждый занимается своим делом – все получается. Я поняла, что продавать картины не могу, потому что тогда мне бы пришлось сменить профессию – стать галеристом.

Сначала я старалась развиваться в Украине, но потом осознала, что такими темпами далеко не зайдешь. Тогда я сделала свои каталоги и вышла на несколько московских галерей. Началось сотрудничество.

Общество давит на художников, навязывая стереотипы, которые на деле не соответствуют действительности. Есть очень интересное исследование российского культуролога и философа Григория Козлова ( «Покушение на искусство»), где он развенчивает мифы о том, что великие художники были такими горемычными, какими их привыкли считать. Увы, правды никто не ищет – большинство людей удовлетворяет поверхностный взгляд на реальность. Отсюда и стереотип о том, что художник должен быть бедным...

К началу страницы

Innovations: И эта вера всегда Вас сопровождала?

Оксана Мась: Честно говоря, не всегда. Человеку должно быть комфортно в этом мире. То, что нам повезло родиться – уже является замечательным и само по себе является достаточным для вдохновения и радости жизни. Вот эту радость и жизненный комфорт нужно сохранять каждый день, ведь как только вы его потеряете – появляется ощущение, что вы живете чужой жизнью.

Окружению удобно, чтобы другой был таким, как все, – более контролируемым и предсказуемым. А когда человек живет своей жизнью, то она обычно является неконтролируемой и непредсказуемой. Поэтому всегда следует оставаться собой, а это является самым сложным заданием. Еще сложнее оставаться собой, когда приходит первый успех и начинаются слава, интервью, приглашения... И здесь тоже важно не разменяться и помнить о своем предназначении.

Innovations: А как почувствовать, где твоя жизнь, а где – чужая? Вы преимущественно руководствуетесь своим ощущением комфорта?

Оксана Мась: Да, дело в том, что когда ты занимаешься своим делом и живешь так, как хочешь, сразу это понимаешь: понимаешь, кто твой человек, а кто не твой, что твое, а что – нет. И эту зону комфорта необходимо оберегать, ведь тогда ты достаточно тонко чувствовать, что следует делать, а чего не стоит.

К сожалению, большинство людей воспринимают жизнь и мир достаточно поверхностно, ведь для того, чтобы смотреть глубоко, нужно иметь покой в душе, а это возможно лишь тогда, когда ты живешь своей жизнью.

Я считаю, что индикатором может быть ощущение неудовлетворенности. И когда человек вопреки этому продолжает заниматься не своей деятельностью, в конце концов он тонет в ней и приходит в себя уже лет в 60, когда уже поздно что-то существенно менять. Поэтому очень важно об этом помнить ежедневно.

Innovations: Вы сразу себя нашли? Вы получили не одно образование...

Оксана Мась: На самом деле два образования, которые я получила, – художественное и философское – дополняют друг друга. Художник от художника отличается прежде всего философским взглядом на жизнь, т.е. пониманием жизни. Есть люди, которые смотрят на мир со стороны и описывают его, а есть люди, которые стараются находиться внутри, и тоже об этом пишут. Находиться внутри, так сказать, в эпицентре намного сложнее. Но только тогда можно передать, каким мир является на самом деле.

Что касается обучения, то в нашей стране очень остро встает проблема преподавания искусства, ведь каждый год мы теряем выпуск. Современное искусство у нас практически не преподают. Увы, академической плитой придавило многих художников, ведь их в течение четырех лет учат только рисованию. Вместо этого художник должен четко осознавать, что именно и как именно он хотел бы рисовать. Кроме того, нужно уметь нарисовать картину и посмотреть на нее отстраненно, пытаясь оценить.

В украинских учебных заведениях преподают бывшие студенты, которые не посещали всемирно известные галереи, арт-фестивали, музеи и не видели оригиналов картин, о которых они рассказывают. Выпускники этих учебных заведений также не имеют возможности выехать на учебу за границу, и круг замыкается: все обучение происходит по книжкам. Однако можно сто раз увидеть репродукцию в каталоге, но когда ты стоишь перед картиной – это совсем другое ощущение.

Именно поэтому я пошла на философию: мне остро не хватало того, что дало мне художественное образование. Я понимала, что могу нарисовать все, но проблема в том, что рисовать.

К началу страницы

Innovations: А как бы Вы оценили менеджмент современного искусства в Украине?

Оксана Мась: Менеджмента украинского современного искусства практически не существует, тогда как за рубежом искусство давным-давно живет своей собственной жизнью.

Например, наши украинские галереи прошлого года только-только вышли на уровень Москвы. К сожалению, до сих пор нет ни одной галереи, которая бы представляла Украину на международных фестивалях современного искусства, кроме «Арт-Москвы». Если же нет галереи – невозможно вывести художника на соответствующий уровень.

Вообще современное искусство – это не только живопись. Это также срез современного кино, литературы, музыки, архитектуры, балета и т.п. В противовес нашему единственному частному центру современного искусства Пинчука, в Париже есть около трехсот частных музеев, фондов, арт-центров.

Художнику же прежде всего необходимо отделить бизнес от искусства. В арт-бизнесе работают галеристы, арт-дилеры и т.д. Зато художники рисуют тогда, когда они не могут не рисовать. К сожалению, тот, кто себя до конца не понимает, идет в искусство за славой или деньгами.

Innovations: Вы выделяетесь из среды других тем, что работаете в разных техниках...

Оксана Мась: Да, у меня и вправду есть более 13 проектов, выполненных различными живописными техниками. Но сама техника не имеет решающего значения, ведь когда думаешь над тем, КАК что-то сделать, чтобы было не так, как у других, – зайдешь в тупик. Усилия, направленные на то, как отличаться от других, отнимают очень много энергии. Поэтому на каждый проект своя техника находится только тогда, когда знаешь, что ты хочешь сказать и имеешь идею. Однако для другого проекта эта техника может быть неподходящей, и это вполне нормально.

Не стоит бояться, что тебя не узнают или ты не сможешь повторить предыдущий успех. В моих проектах не так легко проследить одну линию, но, как мне кажется, именно так и должно быть. Для этого необходимо иметь смелость и свободу.

Нередко художник сам не знает, каким будет следующий проект, и это чрезвычайно интересно – познать себя через свое творчество. Самопознание дает гораздо больше, чем могут дать любые университеты, ведь работа над собой – самая сложная в мире вещь.

К началу страницы

Innovations: Что Вас вдохновляет?

Оксана Мась: То, что я получила шанс попасть на эту планету и жить в этом мире. Поскольку я много путешествую, то вижу жизнь такой, какой она является на самом деле. А когда есть такое чувство, то вдохновения не нужно где-то искать.

Innovations: Вам всегда хочется рисовать? У Вас всегда душевный подъем?

Оксана Мась: Да, я рисую всегда. Это состояние радости от жизни почти неизменно – оно ровное. Я могу в разный способ проводить время, но это не влияет на мое состояние.

Innovations: Что для Вас было самым большим препятствием на пути к успеху?

Оксана Мась: Препятствия всё ещё остаются. Я убеждена, что для человека основным препятствием является он сам: его страхи, комплексы и т.д. Если ты хочешь чего-то достичь, а у тебя не получается – это первый сигнал для того чтобы задуматься, почему это так.

Например, мои родные поначалу не понимали, как я могу все время ездить за границу. Однако впоследствии они к этому привыкли, ведь я должна быть в курсе последних тенденций в искусстве. Труднее всего было избавиться от собственной неорганизованности и всего, что мешало мне реализовывать то, что я хочу. И это является проблемой многих людей.

Innovations: Каков, по Вашему мнению, самый большой успех для человека?

Оксана Мась: Вообще, мне не нравится распространенное понимание слова «успех». К сожалению, в нашей стране успешными считаются люди, которые придумали нечто вроде эффективной схемы ограбления. В действительности же успешным является тот, кто живет в гармонии с собой, а такого успеха достигают лишь единицы.

Человек должен постоянно творить. Если он не растет – то деградирует, и по этому принципу построено все в природе.

Кроме того, важно быть максимально свободными в своих стремлениях. Нельзя концентрироваться только на деньгах или только на отношениях, или еще на чем-то, ведь тогда человек становится слишком зависимым от этих вещей и не может развивать в себе другие таланты или открывать новые источники радости.

Считается, что при жизни нужно сменить минимум пять профессий. Тогда можно встретить старость с чувством полноценно и интересно прожитой жизни. Вообще, быть легким и независимым – это самое сложное в жизни.


К началу страницы



Источник статьи: www.innovations.com.ua
Опубликовано: 23.06.2009
Последнее обновление: 23.06.2009